(Мнение Bloomberg) - вы можете подумать, что 2020 год был годом, когда все отказались от
нефтяного транспорта. Генеральный директор Royal Dutch Shell Plc Бен ван Берден выразил
сомнение в том, что спрос на нефть когда-нибудь вернется к доковидовому уровню. Крупнейший
в мире автопроизводитель Volkswagen AG пообещал, что к 2025 году более пятой части его
автомобилей будут работать на батарейках.
Международное энергетическое агентство настаивает на том, чтобы 30% продаж автомобилей
были электрическими к 2030 году, и ожидает, что спрос на бензин достигнет пика в конце этого
десятилетия даже при нынешней политике. Крупные нефтеперерабатывающие заводы переходят
на производство сырья для пластмасс и авиатоплива, ожидая, что потребление на их основном
рынке автомобильного транспорта будет снижаться.
Seven & i Holdings Co. имеет другой взгляд. Предложение владельца "7-Eleven" за 21 миллиард
долларов купить круглосуточные магазины "Марафон Петролеум Корпорейшн" невозможно
рассматривать иначе, как пари на будущее их главной статьи продаж-бензина.
Мотивация Seven & i проста. Speedway имеет 3900 станций, сосредоточенных на Среднем Западе
и юге США, что эквивалентно примерно 40% существующей североамериканской сети 7-Eleven, и
приносит около 1,5 миллиарда долларов годовой прибыли до вычета процентов, налогов,
амортизации. Используя свой опыт работы в круглосуточных магазинах, Seven & i может обновить
полки Speedway до более привлекательного и прибыльного сочетания продуктов собственного
бренда. Топливо, на долю которого приходится около трех четвертей выручки и половина валовой
прибыли, в значительной степени позаботится о себе.
С одной стороны, это предсказание выглядит как ошибка. Даже при администрации Трампа,
которая упорно трудилась, чтобы разорвать правила экономии топлива, спрос на газ стоял на
месте в течение четырех лет. Несмотря на свидетельства того, что плотность городского движения
восстановилась почти до предпандемического уровня, а длительные поездки в отпуск превышают
прежний уровень, потребление бензина в настоящее время находится на самом низком уровне с
начала 2000-х годов.
Повышение эффективности обычных транспортных средств уже достаточно для того, чтобы
уменьшить количество, которое автовладельцы тратят на заправку бака, и количество поездок,
которые они совершают на заправочные станции, что повредит как топливной, так и нетопливной
стороне бизнеса.
Добавьте к этому воздействие электромобилей, и эффект будет усугубляться. В настоящее время
на дорогах США их насчитывается всего 1,5 миллиона; к концу десятилетия General Motors Co.
ожидается, что каждый год там будет продаваться, по меньшей мере, вдвое больше, что
эквивалентно почти 20% годовых продаж. В то время как заправочные станции могут
устанавливать зарядные устройства для расширения этого рынка, автомобили с аккумуляторами,
заряжаемые дома или на рабочих местах, не должны будут регулярно посещать заправку и
магазин, что требуется даже гибридным автомобилям.
Риск для Seven & i заключается в том, что он намеренно слеп к этим надвигающимся изменениям.
Согласно его презентации, доля аккумуляторных автомобилей в продажах автомобилей в США
вырастет всего до 5% в 2030 году и 11% в 2050 году. Это значительно ниже, чем предсказывают
большинство автопроизводителей и нефтяных компаний (BloombergNEF оценивает долю
примерно в 25% в 2030 году и выше 60% к 2040 году).
Примечательно, что Seven & i считает одной из” причин приобретения " то, что контроль над
сетью магазинов Marathon поможет ей достичь экологических, социальных и управленческих
целей, таких как установка энергоэффективного освещения, перевод магазинов на
возобновляемую энергию и сокращение использования пластиковой упаковки.
За деревьями не видно леса. Подавляющее большинство выбросов от бензоколонки - это не
выбросы типа Scope 1 и Scope 2, производимые на месте и при покупке электроэнергии, а
выбросы углерода типа Scope 3, образующиеся при сжигании топлива, которое она продает, в
автомобильных двигателях.
В отличие от инициатив ESG, которыми хвастается Seven & i, это не просто приятный фактор,
который можно вставить в отчет о корпоративной ответственности. Сдвиг, который
автомобильная и нефтяная промышленность ожидают увидеть в силовых агрегатах дорожных
транспортных средств в течение следующего десятилетия, является вызовом для ядра модели
розничной торговли топливом. С этой сделкой 7-Eleven перейдет от зависимости от газа на 20%
своей валовой прибыли к 30%. Он движется не в том направлении по улице с односторонним
движением.
На взгляд аналитиков ООО «Петродизель» для России с ее сложным климатом , когда зимой
температура опускается до минус 25-45 градусов, использование электромобилей будет
проблематично. Известно как ведут себя литий-ионные батареи, установленные в машинах, на
холоде. Оптимальная температура эксплуатации такой батареи, которая не сказывается на
энергоресурсе, — от плюс 10 до плюс 20 градусов. Во многих регионах России большую часть года
значительно холоднее.
Владельцы электрических новинок признают, что при отрицательной температуре максимальный
пробег на одной зарядке падает с заявленных 150–160 км при оптимальной температуре до 80, а
иногда и 60 км, когда столбик термометра оказывается в районе –30 °C.
Потребление энергии и соотношение киловатт-часов к километрам меняется из-за необходимости
отапливать автомобиль, в том числе держать в нужном температурном режиме саму батарею.
Больше всего, по мнению владельцев, уходит на печку в салоне.
Падение максимального километража без подзарядки в принципе не было бы проблемой, если
бы по России зарядные станции стояли, как, к примеру, в Великобритании, каждые 70–80 км. Пока
же даже не все АЗС исполняют постановление правительства, по которому обязаны обзавестись
зарядными станциями для электромобилей. Многие, по словам владельцев таких машин,
отделываются предоставлением обычной розетки. А некоторые даже к ней подключиться не
позволяют.
Так что пока, без развитой инфраструктуры, в условиях минимума официальной информации от
производителей и отсутствия обширного зимнего опыта эксплуатации, которым автомобилисты
делились бы на форумах, езда на электромобиле зимой — дело смелых автомобилистов, которые
планируют свою поездку заранее с учетом всех розеток, к которым можно подключиться.
На сегодняшний день и в ближайшем будущем автомобили на традиционном топливе будут по
прежнему пользоваться спросом у россиян. При том, что сервис от компании «Петродизель»
позволяет значительно экономить, используя корпоративные топливные карты и заправляя
корпоративный и личный транспорт качественным топливом на АЗС «Роснефть», АЗС «ПТК», АЗС
«Башнефть» и АЗС премиум «ВР».