В России намерены запретить торговлю всеми видами неавтомобильного топлива на АЗС,
в том числе судовым маловязким и печным. Минпромторг при участии Росстандарта
разработал проект постановления правительства, разрешающий c 1 января 2021 года
продажу на АЗС только дизельного топлива стандарта не ниже ЕВРО-5 Экологического
класса К5 (Массовая доля серы не более 10 мг/кг). Сейчас подобных ограничений
в стране нет. Водители зачастую знают, что заправляются судовым топливом или
газойлем, но делают это в целях экономии. Из-за высокого содержания в нем серы они
наносят урон окружающей среде и приводят в негодность двигатели. Правда, в
большинстве случаях автомобилисты попадаются на удочку мошенников, продающих
суррогат под видом качественного дизельного топлива или бензина. Эти же не
добросовестные продавцы реализуют свое топливо через независимые АЗС бюджетным
организациям участвуя в госзакупках. Имея низкую себестоимость топлива, они
демпингуют на торгах и выигрывают госконтракты на поставку значительных объемов
ГСМ Государству. Нарушая условия техзаданий, прописанных в контрактах, сбывают
контрафактный дизель и получают за счет этого огромные прибыли.
Как пояснили источнику в пресс-службе Минпромторга, сейчас в России отсутствует
прямой запрет на продажу судового и печного топлива на АЗС. Правила розничной
торговли в РФ регулируются постановлением правительства от 19 января 1998 года, оно
утрачивает силу 1 января 2021 года. В документе не были указаны правила торговли
топливом, они пояснялись сначала в нормах технической эксплуатации АЗС,
разработанных Минэнерго, а позднее в требованиях ГОСТа (58404−2019), который носит
рекомендательный характер. В связи с этим на данный момент АЗС могут открыто
продавать неавтомобильное топливо, а в некоторых случаях они выдают его за дизельное
топливо, обманывая автовладельцев и Государство.
Теперь же регулирование могут ужесточить. Что обязательно нужно сделать в
кратчайшие сроки. Минпромторг подготовил новый проект постановления правительства,
вскоре он может быть рассмотрен Кабмином. Среди прочих положений в нем указано
требование к торговле на АЗС, согласно которому на заправках «допускается продажа
только автомобильного бензина и дизельного топлива». Таким образом, будет запрещена
реализация судового, печного топлива и иных нефтепродуктов, не относящихся
к категории автомобильного бензина и дизельного топлива.
В Росстандарте поддерживают инициативу и считают ее необходимой и своевременной.
«Предложение в первую очередь направлено на защиту от деятельности
недобросовестных организаций», — объяснили в федеральном агентстве.
В Росстандарте подчеркнули, что зачастую на АЗС судовое маловязкое или печное
топливо и разного рода суррогат реализуются под видом автомобильного топлива.
Об этом же говорит и вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий
Гусев. По его информации, некоторые недобросовестные предприниматели идут
на мошеннические схемы, подделывают документацию на нефтебазах и продают
неавтомобильное топливо под видом дизеля.
«В итоге государство теряет неуплаченный акциз, а потребитель рискует своим
автомобилем», — отметил Дмитрий Гусев.
По результатам государственного контроля в первом полугодии 2020-го факт реализации
топлива на АЗС, не соответствующего регламенту, установлен в 42 случаях, сказали
в Росстандарте. Общий объем фальсификата и не соответствующего нормам топлива
за этот период составил 9%. Большая доля нарушений у независимых АЗС и АЗС
работающих по франшизе — 13%. Общая сумма наложенных по итогам проверок
штрафов составила 18,2 млн рублей. Денежное наказание для АЗС за некачественное
топливо составляет 1% выручки от продажи горючего, но не менее 500 тыс. рублей.
При повторном нарушении оно возрастает до 3% с оборота, но не менее 2 млн рублей, или
работа АЗС приостанавливается на срок до 90 дней.
При использовании судового и печного топлива возможен выход из строя и поломка
автотранспорта, а автовладельцы вынуждены нести дополнительные материальные
издержки. Оборот «заменителей» автомобильного топлива также негативно отражается
на добросовестных игроках, добавили в Росстандарте.
Судовое топливо отличается от дизельного (ДТ) прежде всего более высоким
содержанием серы. На рынке дизеля помимо судового топлива представлена целая
линейка замещающих видов, которые могут продаваться в качестве фальсификата либо
под своими собственными наименованиями: судовое маловязкое топливо, печное топливо,
дистиллят газового конденсата и т. п.
В итоге сегодня суррогаты занимают около 20% рынка дизтоплива — это 7−7,5 млн т
в год. На практике суррогаты есть практически везде. Особенно их много в Приволжском
и Центральном ФО — Владимирской и Нижегородской областях, Чувашии, Мордовии
и Марий Эл, заключил эксперт.
Как рассказал председатель правления межрегионального общественного движения
«Народный контроль» Алексей Смирнов, из-за того, что судовое топливо содержит
большое количество серы, сгорая при движении автомобиля, оно существенно загрязняет
окружающую среду.
Врач-пульмонолог клинической больницы «РЖД-Медицина» им. Н. А. Семашко Вячеслав
Овечкин уточнил, что при повышенной концентрации серы в воздухе в первую очередь
будут страдать люди, имеющие хронические заболевания легких.
«Диоксид серы в повышенной концентрации может вызывать обострение, усугублять
течение астмы. Также при продолжительном длительном воздействии возможно развитие
хронического бронхита, трахеита», — заключил он.
В основном таким топливом заправляются дальнобойщики, которые не беспокоятся
о состоянии двигателя чужого автомобиля, либо владельцы старых машин, которым
не нужно топливо 5-го класса.
По словам автоэксперта Петра Баканова, в отличие от старых дизельных двигателей
новые автомобили могут сильно пострадать в случае заправки таким суррогатом —
система очистки забьется и придет в негодность.
Выход в данной ситуации один: полный запрет на реализацию топлива экологического
класса ниже 5 на всех АЗС. Но пока запрет не вступил в силу владельцам автомобилей в
том числе и фур следует выбирать сетевые АЗС для заправки своего автотранспорта,
чтобы не наносить вред окружающей среде и своему кошельку.